10 февраля 2021 года Генеральный прокурор Республики Южная Осетия Урузмаг Джагаев направил Президенту Республики Южная Осетия Анатолию Бибилову и Председателю Парламента Республики Южная Осетия Алану Тадтаеву письма с результатами проведенного Генеральной прокуратурой Республики Южная Осетия анализа действующего законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Парламента Республики Южная Осетия. В письмах Генеральный прокурор республики Урузмаг Джагаев сообщает:
«Генеральной прокуратурой Республики Южная Осетия, в связи с возникшим общественно-политическим кризисом вследствие бойкотирования работы Парламента Республики Южная Осетия 7-го созыва более шести месяцев, организовано изучение и анализ нормативно правовых актов, регламентирующих деятельность депутатов и в целом Парламента Республики Южная Осетия и правомерности бойкотирования работы частью депутатского корпуса Парламента Республики Южная Осетия.
Как известно, с 06.09.2020 года по настоящее время не проводятся заседания Парламента в связи с отсутствием необходимого кворума в составе не менее двух третей от общего количества избранных депутатов Парламента, согласно Регламенту Парламента Республики, принятого Постановлением Парламента Республики Южная Осетия от 29.12.2004 года N С-2/4.
Исследованием действующего законодательства и нормативно-правовой базы установлено, что деятельность Парламента Республики Южная Осетия регулируется Конституцией Республики Южная Осетия, Конституционным законом Республики Южная Осетия от 30.03.2018 N 141 "О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия", Законом Республики Южная Осетия от 16.05.2001 "О статусе депутата Парламента Республики Южная Осетия", Постановлением Парламента Республики Южная Осетия от 29.12.2004 N С-2/4 "О Регламенте Парламента Республики Южная Осетия" и другими нормативными актами Парламента Республики Южная Осетия.
Исходя из положений указанных законов и нормативных актов, Генеральная прокуратура Республики Южная Осетия полагает незаконным и необоснованным приостановление деятельности Парламента Республики Южная Осетия, создающее угрозу суверенитету, территориальной целостности, осуществлению конституционных полномочий органов государственной власти страны, так как отсутствует необходимый компонент осуществления власти — полноценная работа законодательного (представительного) органа.
Проверкой установлено, что заседания Парламента Республики Южная Осетия в период времени с 06.09.2020г. по настоящее время признаны неправомочными самим Парламентом на основании ч. 2 ст. 51 Регламента Парламента Республики Южная Осетия, требующего присутствия на них не менее 2/3 от общего числа избранных депутатов Парламента.
Вместе с тем, Регламент Парламента Республики Южная Осетия, принятый Постановлением Парламента Республики Южная Осетия от 29.12.2004 года N С-2/4 не подлежит применению, так как он в нарушение ч. 4 ст. 2 Конституции Республики Южная Осетия, не был опубликован для всеобщего сведения и не может применяться на территории Республики Южная Осетия.
Кроме того, частью 2 статьи 56 Конституции Республики Южная Осетия предусмотрено, что порядок организации деятельности Парламента Республики Южная Осетия определяется конституционным законом.
Регламент Парламента Республики Южная Осетия от 29.12.2004г. принят Постановлением Парламента Республики Южная Осетия не в форме конституционного закона, а в форме Постановления Парламента Республики Южная Осетия.
Таким образом, Регламент Парламента Республики Южная Осетия от 29.12.2004 не отвечает требованиям части 2 статьи 56 Конституции Республики Южная Осетия и не может применяться до момента его принятия в форме и порядке, предусмотренных для конституционного закона.
В соответствии со статьей 70 Конституции Республики Южная Осетия, Конституционные законы, изменения и дополнения к ним считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от общего числа избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия.
Согласно части 1 статьи 2 Конституции Республики Южная Осетия, Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
Законы, постановления и другие нормативные правовые акты принимаются Парламентом Республики Южная Осетия простым большинством голосов от общего числа избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия.
Как известно из официальных сообщений Парламента Республики Южная Осетия, заседания откладываются по причине неявки 14 депутатов Парламента Республики Южная Осетия от общего количества избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия в составе 34 депутатов.
Вместе с тем, часть 2 статьи 51 Регламента Парламента признает заседание Парламента правомочным, если на нем присутствует 2/3 от общего числа избранных депутатов Парламента, что ограничивает действие части 2 статьи 70 Конституции РЮО в условиях отсутствия «кворума» при явке на заседания большинства депутатов от общего числа избранных депутатов, необходимого для принятия закона, постановления и иного нормативно-правового акта.
При таких обстоятельствах вступает в действие часть 2 статьи 2 Конституции РЮО, предусматривающая, что законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Республики Южная Осетия, не имеют юридической силы. Это относится и к нормам Регламента Парламента Республики Южная Осетия.
Таким образом, в отсутствии предусмотренного частью 2 статьи 56 Конституции Республики Южная Осетия конституционного закона, регламентирующего порядок организации деятельности Парламента Республики Южная Осетия, функционирование деятельности Парламента Республики Южная Осетия, в частности принятие нормативных правовых актов, должно происходить в соответствии со статьей 70 Конституции Республики Южная Осетия, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РЮО, вплоть до принятия соответствующего конституционного закона.
Также следует отметить, что согласно пункту «е» ч. 1 ст. 4 Закон Республики Южная Осетия от 16.05.2001 "О статусе депутата Парламента Республики Южная Осетия", полномочия депутата Парламента Республики Южная Осетия прекращаются досрочно по решению Парламента Республики Южная Осетия в случае отсутствия депутата без уважительной причины на одной трети общего количества заседаний Парламента в течение полугода.
Таким образом, представляется очевидным возобновление деятельности Парламента Республики Южная Осетия в части принятия всех необходимых нормативно правовых актов, кроме конституционных законов Республики Южная Осетия, в том числе бюджетного законодательства, для принятия которого достаточно простое большинство голосов от общего числа избранных депутатов.»