Сегодня под председательством и. о. Генерального прокурора Республики Южная Осетия Сергея Битиева состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры при участии заместителей Генерального прокурора республики, начальников структурных подразделений Генеральной прокуратуры, а также Военного прокурора Республики Южная Осетия, прокуроров города Цхинвал и районов республики. На заседании коллегии рассмотрены итоги деятельности по укреплению законности и правопорядка в 2022 году и обсуждены задачи по совершенствованию прокурорской практики на предстоящий период.
На коллегии обсуждены основные функции и направления деятельности прокуратуры, определенные Законом «О прокуратуре Республики Южная Осетия»: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; уголовное преследование; надзор за исполнением законов министерствами, государственными комитетами, иными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина министерствами, государственными комитетами, иными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу; участие прокурора в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов; участие в правотворческой деятельности; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; международное сотрудничество.
С основными докладами на коллегии выступили заместитель Генерального прокурора, Военный прокурор республики, прокуроры города Цхинвал и районов Республики Южная Осетия, которые проанализировали динамику преступности в районах и состояние преступности, обсудили вопросы осуществлении прокурорского надзора, в том числе на всех стадиях уголовного процесса, а также участия прокуроров в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, усиления надзора за исполнением законодательства на стадии досудебного производства, при изучении уголовных дел, поступающих для направления в суд, по линии возмещения причиненного преступлениями ущерба и т.д. Отдельным блоком рассмотрены вопросы координации борьбы с преступностью и противодействия правонарушениям.
В прошедшем году усилия прокуратуры города и других правоохранительных органов были сосредоточены на предупреждении правонарушений, они реализовали комплекс мер по повышению координирующей роли прокуратуры в противодействии преступности и иным нарушениям законности. Проведенные в координации с другими госструктурами мероприятия способствовали позитивным изменениям в структуре и динамике преступности. В частности, в отчетном периоде прокурорами районов совместно с работниками УВД районов в том числе с инспекторами ИДН и участковыми уполномоченными проведены координационные совещания на предмет профилактики преступности, в том числе подростковой. Прокурорами органов прокуратуры, инспекторами ПДН ГУРУВД систематически проводились профилактические мероприятия, беседы и лекции в образовательных и трудовых коллективах.
В динамике преступности отмечается снижение уровня преступности – 98 преступлений (снижение на 35 единиц в сравнении с показателями аналогичного периода 2021 года, в котором зарегистрировано 133 преступлений). Значительную часть преступлений составили уголовно наказуемые деяния небольшой степени тяжести, а наиболее распространенным видом преступных посягательств являются кражи, мошенничества, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и преступления, связанные с незаконным приобретением, хранением, перевозкой или ношением оружия и взрывных устройств.
В отчетном периоде органами прокуратуры принято к производству 73 уголовных дела, из них в отчетном периоде возбуждено 32 уголовных дела.
Прокурорами проведено 206 плановых надзорных проверок. В результате выявленных в ходе плановых проверок нарушений внесено в различные органы государственной власти 18 актов прокурорского реагирования. По плановым и внеплановым проверкам внесено 134 представления, 113 из них рассмотрено, остальные находятся на стадии рассмотрения. По представлениям прокурора привлечено к дисциплинарной ответственности 16 должностных лиц. Принесено 7 протестов, все рассмотрены с удовлетворением требований прокурора. В целях предупреждения правонарушений 17 лицам объявлены прокурорские предостережения о недопустимости нарушения закона. Прокурорами вынесено 8 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, из которых рассмотрено 3 с наказанием трех лиц в административном порядке и суммой административного штрафа в 13000 руб.
Свыше 25 % представлений или 38 единиц по результатам выявленных нарушений внесено в городскую и районные администрации; из них 18 внесены в Администрацию города Цхинвал, по одному представлению – в администрации Цхинвальского и Ленингорского районов и в сельские администрации Гуфтинскую, Уанельскую, Рукскую, 6 – в Администрацию Знаурского района, 9 – в Администрацию Дзауского района. В органы внутренних дел направлено 17 представлений, в Министерство здравоохранения и социального развития республики, ГБУЗ РММЦ РЮО и больницы – 14 представлений.
В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придается выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. В целях устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении надзора за соблюдением законодательства, применен комплекс мер прокурорского реагирования: принесение протеста на противоречащий закону правовой акт; внесение представления об устранении нарушений закона; объявление (направление) предостережения о недопустимости нарушения закона; требование прокурора об изменении проекта нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора. Также по результатам проведенных надзорных мероприятий информировались органы государственной власти.
Для эффективности реализации форм прокурорского воздействия на правонарушителей осуществляется контроль за выполнением требований актов прокурорского реагирования, проверяются сроки их рассмотрения, анализируются письменные сообщения о принятых по прокурорским документам мерах для осуществления отдельных контрольных проверок фактического устранения выявленных нарушений законов, обеспечивающих улучшение законности на поднадзорном объекте, создания условий, препятствующих совершению аналогичных нарушений в будущем.
Проверки исполнения законов проводились на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Также осуществлялись надзорные мероприятия согласно планам работы органов прокуратуры на 2022 год и в соответствии с распоряжениями и поручениями и. о. Генерального прокурора республики.
За текущий год в органы прокуратуры поступило 491 обращений, заявлений и жалоб. Разрешено 294, из них 61 удовлетворено. Даны разъяснения по 110 обращениям, приобщено к уголовным делам 19, 30 направлено в другие ведомства на рассмотрение. 37 жалоб поступило на нарушения трудового законодательства, на нарушение жилищного законодательства – 44, по вопросам следствия – 124, по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних – 12, по вопросам земельного законодательства – 26, по вопросам надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний – 9, на нарушение законов о рассмотрении обращений граждан – 10 и т.д. Удовлетворено 10 обращений о нарушении трудового законодательства, 7 – о нарушении жилищного законодательства, 11 обращений по вопросам следствия. В прокуратуре города отмечается тенденция роста количества обращений о распространении в социальных сетях сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, также о семейно-бытовых конфликтах. Проблемным, по-прежнему, остается жилищный вопрос. Значительная часть заявлений и обращений в прокуратуру города составляют жалобы на действия общественной жилищной комиссии при администрации г. Цхинвал, отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, необоснованное исключение из списков очередников на жилье, жилищные споры.
В последние годы планово использовались иные формы работы с обращениями граждан – выездные приемы жителей отдаленных населённых пунктов в районах республики с участием глав администраций районов, по результатам мероприятий прокурорами приняты необходимые меры прокурорского реагирования в виде представлений, проинформированы органы власти республики и общественность.
На личный прием к и. о. Генерального прокурора республики обратилось 53 посетителя. В большинстве случаев граждане обращались к Генеральному прокурору по вопросам рассмотрения уголовных дел. Также поводами для обращения к Генеральному прокурору РЮО чаще всего являлись нарушения жилищных прав, земельного законодательства и др.
Подводя итоги коллегии, Сергей Битиев обозначил недостатки и упущения в надзорной деятельности районных прокуратур, потребовал оперативно исправить ситуацию и усилить роль районных прокуроров в координации работы по противодействию преступности. Он ориентировал коллег на выработку дополнительных предметных мер по линии предупреждения правонарушений и потребовал от прокуроров проверить, насколько эффективно работают субъекты профилактики по линии предупреждения преступности в городе и районах, применять эффективные меры реагирования в случае выявления нарушений.
По результатам заседания коллегия прокуратуры выработала предметные меры, цель которых – повысить эффективность надзора в различных отраслях с учетом координирующей роли прокуратуры в организации работы всего правоохранительного блока. Определен механизм для выработки адресных профилактических мер, уточнены подходы к организации данной работы.
По итогам заседания коллегия в своем решении определила новые задачи и конкретные мероприятия на 2023 год. Их цель – укрепление законности и правопорядка, пресечение правонарушений, защита прав и законных интересов граждан и государства.